На этой страничке вы узнаете  историю поселка Акбулак от основания и до наших дней.

 

 

Акбулак дореволюционный

 

Библиограф Акбулакской ЦБС

Т.И.Крохмаль

 

Акбулак  своим образованием обязан строительству в начале 20 века железной дороги  Оренбург – Ташкент, которая соединила Европейскую Россию со Средней Азией. Территория, на которой возник Акбулак, административно наименовалась по императорскому указу 1858 года «Зауральными киргизскими степями», а с 1870 г. стала именоваться «областью Оренбургских киргизов» с примерной  площадью в 970 тыс. кв. верст. Граница этой области проходила на севере по речкам Бердянка и Курала, на западе  - по реке Илек, на юге она простиралась до Аральского моря, на востоке - почти до озера Балхаш. Вот это и была Тургайская область Оренбургского края, просуществовавшая в таких административно-территориальных границах до 1917 года.

Местность эта в то время была малообжитой и принадлежала богатым казахским баям – главам кочевых племен.  Ни деревца, ни населенного пункта, только кое-где вблизи озер, родников, рек стояли одинокие  юрты. 

Это коренные жители здешних мест - казахи семьями  кочевали по необъятной степи со своими многочисленными стадами. Да иногда  пропылит  карета  по песчаной дороге, идущей из Оренбурга в  города  Казахстана и Средней Азии. В летний зной остановится путник у озера Караванного (ныне озеро Ильмень) или у озера Щучьего, передохнет часок-другой и снова цуг лошадей в сопровождении группы  вооруженных солдат запылит по дороге.  

По свидетельству оренбургского краеведа Б.Каростина   много известных людей отдыхало  на зеленых берегах Караванного и Щучьего озер, когда вдоль них проходила караванная дорога на восток. Здесь делали привал историк государства Российского Н.М.Карамзин,  известный русский лексикограф В.И.Даль, естествоиспытатель Э.А.Эверсман и А.Леман, писатель М.И.Иванин, географ Н.В.Ханыков, знаменитый путешественник И.А.Чихачев. В мае 1853 года у Караванного озера останавливались поэт А.Н.Плещеев, почетный член Академии наук В.П.Вельяминов-Зернов, энограф-петрашевец А.И.Макшеев.

В 1902 г. по велению императора Николая II началось строительство Оренбургско-Ташкентской железной дороги от станции Илецкая Защита.  На 41 км к югу от Илецка было определено место для станции Карамзино. По первоначальному проекту все станции предполагалось называть именами выдающихся писателей этого периода. Южнее Карамзино должны были быть станции Гоголь, Лев Толстой и т.п. Однако местные жители, киргизы, как их тогда называли, это не приняли и  все станции по приказу министра путей сообщения были переименованы, …станции стали носить туземные названия Акбулак, Якши (Сагарчин), Аксу и др.

Станция, а позднее и поселок стали называться по названию речки Акбулак  (Акбулачки), берущей свое начало у невысоких меловых гор восточнее теперешнего  Акбулака. В переводе с казахского языка название речки означает «белый родник».

Как легенда, у степного края

В чистом поле на семи ветрах,

Маленький поселок поднимался

На волнистых сизых ковылях.                                                                                                           

Темные от летнего загара

И с прищуром южным степняки,

Белым родником его назвали –

Акбулаком, выросшим в степи…

4 мая 1903 года состоялась закладка пассажирского здания станции Акбулак. Торжество этого события подробно описывает И.Кванин на страницах Тургайской  газеты: «Около 10 утра от станции Оренбург Самаро- Златоустовской дороги под звуки военного марша отошел экстренный поезд, в котором следовали к месту торжества г.исполняющий должность Тургайского военного губернатора Н.Е. Богданович, все чины управления строящейся Оренбургско-Ташкентской железной дороги с семьями и почетные оренбургские гости, в числе которых были исполняющий должность Оренбургского губернатора полковник  А.М. фон Кауфман с супругой, супруга наказного  атамана Оренбургского казачьего войска М.И. Барабаш, Е.С.Шереметева. В поезде было до   20 пассажирских вагонов.   

В 2 часа пополудни поезд прибыл к месту назначения. Станция располагалась в степной местности в 118 верстах от Оренбурга в пределах Актюбинского уезда Тургайской области. Здесь уже были сооружены служебные здания, величественные творения рук человеческих.  На помосте на месте предполагаемой постройки станционного помещения стояло духовенство, прибывшее из казачьего поселка Григорьевского, стройным полукругом расположились хоругвеносцы и рабочие с иконами.   Прибывший  поезд также  встречала громадная толпа киргиз   из окрестных аулов, приехавших верхом.

Священник отец Иоан Володин  совершил молебствие, по окончании которого положил первый кирпич в основу будущего здания. Затем клали кирпичи дамы: супруга, отсутствующего на изысканиях близь Аральского моря, начальника управления дороги А.И.Урсати Нина Михайловна, Мария Ивановна Барабаш, Надежда Николаевна фон Кауфман, исполняющий должность военного губернатора  Николай Евгеньевич Богданович, почетный гость Алексей Михайлович фон Кауфман, начальник первого участка Константин Григорьевич Лавров и др.

После этого все направились  к громадному паровозному депо, рассчитанному  на   9 локомотивов. Здание было украшено разноцветными флагами, у трех пролетов стояли инженеры с букетами цветов, которые вручали дамам.

Во всю длину помещения стояли огромных размеров столы, уставленные всевозможными яствами и кулинарными изысками ресторана «Американской гостиницы». На эстраде приветствовал гостей встречным маршем оркестр Белебеевского батальона под управлением Г.Лункевича.

Широкие пролеты здания были заполнены морем голов железнодорожных рабочих, киргизского народа и русских жителей окрестных поселков.

   Исполняющий должность Оренбургского губернатора А. М. фон Кауфман под сводами строящегося паровозного депо провозгласил тост за здравие многочисленного отряда строителей-железнодорожников. Единодушное и сильное «ура» рабочих и населения огласило Тургайскую степь. Кроме того поднимались тосты за движение киргизского населения к культуре, путь к которой ему облегчит проведение через степь железной дороги.

По окончании обеда  управляющий областью вышел к рабочим и каждому из них вручил изданную генералом Богдановичем патриотическую брошюру «Русскому народу на добрую память».

Киргизы, выражающие свою радость, согласно местным обычаям просили губернатора организовать скачку. Скакало около ста человек. Всем были розданы призы.

Настроение рабочих было так приподнято, что желая выразить свое воодушевление, дружная толпа несколько раз поднимала Н.Е.Богдановича на «ура» и в довершение отнесла его на кресле в вагон перед обратным отправлением. В течение дня несколько фотографов делали снимки.

Экстренный поезд к 11.30 часам вечера доставил начальство и гостей в Оренбург.

Здание железнодорожного вокзала открылось в 1904 году. Именно с него началось строительство и заселение станции. В октябре к новому зданию вокзалу подошел первый поезд «Оренбург-Актобе».   В здании вокзала находилась касса, зал ожидания, газетный киоск, над входом  вывеска «Ак-Булак». Правда спустя годы транскрипция Ак-Булак изменилась на Акбулак.

В том же году император Николай II подписал указ «О правильном заселении Тургайской области».  Заплатив большой выкуп казахским баям, царское правительство оттеснило кочующее коренное население, а освободившиеся земли отвело под заселение переселенцам. Переселенцев в первую очередь расселяли  вдоль Оренбургско-Ташкентской железной дороги, что облегчало их укоренению на новых местах и упрощало и удешевляло прокладку дороги. Первыми поселенцами вновь образованной станции стали безземельные крестьяне с Украины, Дона, Центральных губерний России, искавшие здесь лучшей доли. «Переселенцы рыли в степи   землянки, перекрывали их кошмами, которые давали им казахи. После обустройства на новом месте  многие   шли на строительство железной дороги.  Укладка ее шла быстрыми темпами, потому что  местность была равнинная, и земляных работ было мало. Одновременно организовывались курсы разных специальностей для обслуживания железной дороги, но жизнь и тут была не сладкой. Труд был тяжелый, изнурительный, людей косили болезни   холера, тиф.   Местные казахи помогали  лечить больных своими методами: завернут больного в кошму и поливают кипятком из ведра. Позже стали делать более добротные дома, из самана, за глиной  ездили на Мокрый овраг».

Поселок быстро рос, вместе с полотном железной дороги строились служебные и жилые постройки для путейцев и чиновников.  К 1908 году   Акбулак насчитывал 217 дворов, в которых проживало 765 душ мужского и 755 душ женского населения.   

Вспоминает жительница Акбулака П.К.Суменко: «Сама станция имела вид неприметный. Домик для путейских рабочих, казарма для них. Единственный магазин на весь поселок  был из камня. Оттого и пошло его название «Каменка», дошедшее до наших дней. Одна из первых улиц, с которых начинался поселок улица Садовая, а сначала здесь был аул, населенный казахами, да татарами. Вольный простор степи не теснил их, и потому землянки, их самобытные жилища были разбросаны по аулу то там, то тут, рассыпавшись от бугра, что у озера. Здесь на степной земле создавались крестьянские семьи поселенцев. Коренные то жители  хлебосевом не занимались – все больше скотоводством. Владения были большие. Домбар, Белый аул, Покровка. Сейчас только отзвук тех названий остался, так все изменила жизнь.

Среди первых поселенцев, настоящих крестьян, первых жителей Акбулака семьи Зинченко, Благовестновых, Кашириных, Сычевых и других. Основались, получили участки, зажили. Землю брали у казахов в аренду. Помню, с каким удивлением, уважением они пробовали наш домашней выпечки хлеб, а мы их пресные лепешки. Так вот и обживались, приспосабливались, учились жить рядышком.

Достопримечательностью Акбулака был  просообдир. Позднее хозяев раскулачили, а на месте частного предприятия открылся комбинат с разными цехами. Пшено просообдира было высокого качества, вывозилось и на экспорт. Время было расцвета купцов».

         Картину жизни Акбулака того периода дополняют воспоминания Ульяны Федоровны Бурма, из семьи переселенцев с далекой Полтавской губернии: «На земли» в Оренбургскую губернию мы отправились всем селом, ехали на быках, у некоторых в упряжке были лошади. Ехали все вместе, не отдаляясь друг от друга. Везли все свое богатство на возах. К возам были привязаны коровы, козы, тут же в корзинах  - куры. Дорога была трудная, больше шли за возами пешком. Некоторые, зная, что здесь степи, смогли довести саженцы деревьев. Когда  приехали в Акбулак, здесь уже была железная дорога, люди застраивали северную сторону. Метрах  в 300-х от железной дороги жили кланом зажиточные братья Соколовы.  Они держали много скота, сеяли хлеб, имели все орудия труда для обработки земли. Дома братьев  добротные под железными крышами с крылечками на улицу стояли в ряд  по ул. Лесной (ныне Комсомольская).  Обосновалась здесь и наша семья. Моя свекровь вела домашнее хозяйство: доила коров, пекла хлеб. Другие женщины работали в поле, на огородах. Свекор утром уходил к озеру, и каждый день приносил полное ведро карасей, очень крупных, более фунта (фунт 400гр.) Хватало на жарку и хозяевам, и работникам. А озера были рядом. Там, где сейчас построена школа №3 было два больших круглых озера, а вокруг барханы песчаные. Вода в озерах была как живая, наполненная рыбой. Дальше на юг от железной дороги – озеро Карасу, наше знаменитое озеро «Вшивое», в то время оно было большое, и вода была чистая-чистая. За этим озером важно

ходили дрофы, их тогда называли «дудак». Много было перелетных птиц: уток, гусей, журавлей. Удивляло то, что они не боялись человека, видно потому, что никто в них не стрелял. На южной стороне Акбулака по ул. Советской (бывшая  Николаевская) долгое время стояли домики  из дерна. Дерн наемные рабочие копали вдоль озера Карасу и строили дома»

Как и во многих небольших населенных пунктах в Акбулаке  до революции  главным культурным центром была церковь.  С момента основания Акбулака был построен молитвенный дом на пожертвования прихожан, в основном переселенцев. Первые упоминания о нем  находятся в клировых ведомостях Оренбургской епархии. В годовом отчете за 1904 год Покровский молитвенный дом описывается так: «…временный, деревянный, обложен саманом и обитый с двух сторон тесом, с отдельно стоящей на столбах колокольней».

Именно его описывает в своем стихотворении  ученик двухклассного училища Гавриил Филиппов, герой пьесы Правдухина «Новый учитель, или Трудовая артель»:

                              Что за батюшка поселок –

                              Славный город Ак-Булак.

                              Есть в нем лавки – магазины,

                              Храм убогий  и кабак…

 

             Построенный на средства прихожан Покровский молитвенный дом был официально открыт Указом Святейшего Правительствующего Синода  20 июня 1905 года. Священником был назначен   Домашнев Иван Петрович, из уральских казаков, дьяконом – Августов Григорий Тимофеевич.  В обязанности священнослужителей входило также и окормление (пастырская служба) поселка Саздинский (ныне с.Шаповалово) в 25 верстах от Акбулака. Такое положение просуществовало до 1909 года.  В 1909 году   в поселке Саздинском  открыли молитвенный дом в честь Казанской иконы Божией Матери.

             Введенная в постоянную эксплуатацию с 1 января 1906 года Оренбургско-Ташкентская железная дорога  вызвала бурное заселение «области Оренбургских киргизов». Возникают села  с активным строительством в них молитвенных домов.  В 1912-1914 гг. в крупных и зажиточных поселках,  начинается  капитальное строительство церквей.   Строили их, как правило, из отесанных брусьев лиственницы и с колокольней на общем каменном фундаменте, таких, как в Акбулаке, где в 1913г. началось строительство Покровской церкви, законченное в 1914 г.

      Старейший житель пос.Акбулак  Петр Акимович Григорьев писал: «Храм в Акбулаке был хороший. В него ходило много народу Особенно бывало много людей на церковные праздники. Тогда открывались и обе боковые двери. Потолок храма был покрашен нежно-голубой краской и выходил куполами в центре. Там находилась красивая люстра, которая опускалась донизу. По краям и в центре ее горело много свечей. Весь потолок был выполнен росписью из жизни святых. Стены храма были окрашены светлой краской. На них размещалось много икон. По особенному, торжественно была оформлена самая важная часть храма – алтарь. Устроен он был на возвышении, т.е. находился на две ступеньки выше среднего храма, от которого был отделен перегородкой уставленной иконами. Это был иконостас.  В  церкви  было  трое  врат.  Средние самые

большие, назывались царскими вратами. В эти двери никто не мог входить, кроме  священнослужителей.   Боковые  двери  –  северные  и  южные – назывались еще диаконскими; чаще всего через них проходили диаконы. Направо от царских врат помещалась ИКОНА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, имя которой носил храм в Акбулаке. По краям солей возле стен устроены были клиросы для чтецов и хоров».

Церковь  была  единственным  местом,  где  встречались  все  сельчане. Беднота жаловалась Господу богу на свою тяжелую участь. Богачи усиленно благодарили за доходы и довольную, сытную жизнь. 

Но жизнь у жителей села проходила не только в повседневной заботе и нужде. Как бы ни была тяжела их доля, как бы ни одолевали их бедность и нищета, все же они находили время и для веселья, чтобы забыться от своих горестей и печалей. Отдушиной от тяжелых крестьянских будней служили православные церковные праздники. Все свято исполняли обряды этих праздников. Самыми значимыми из них были Святки, Пасха, Троица. Бабушки и матери готовили вкусные пироги, паштеты, блины, куличи и другие лакомства. Затем приглашали в гости родных, и устраивались семейные торжества, на которых распевались старинные русские и украинские  песни, грустные и веселые.

Во время Святок от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня было принято колядовать и гадать. Сельская детвора ходила по улицам и кричала под окнами «пустите пославить». Хозяева пускали в дом детей, и те перед иконами сеяли просо, пшеницу и пели колядки. Колядки были разными: длинными и короткими, похожими на былины и даже на частушки. Но все они преследовали одну цель – поздравить хозяев дома с Рождеством Христовым, прославить их по этому поводу, пожелать всякого добра и благ, а в конце попросить одарить славильщиков пирогами, сладостями, мелкой монетой. Вот, например, одна из таких колядок:

Колядин, колядин!

Я у бабушки один!

Коротенький кожушок…

Дай, бабушка пирожок!

Прослушав до конца все колядки, хозяева одаривали славильщиков пряником, печеньем, плюшками, конфетами, кусками комового сахара.

Обычно с восходом солнца Колядование завершалось, а возбужденные и раскрасневшиеся славильщики разбредались по своим хатам, чтобы рассортировать подарки, похвастаться перед старшими их количеством и разнообразием, поделится с домашними.

В следующие Святочные дни начинались гадания девушек с неожиданными визитами к ним ряженных. Гадания продолжались вплоть до Крещения.  В небольшом селе трудно утаить, у кого и в какой день намечаются посиделки с гаданием. Как только это становилось известно взрослым парубкам, они наряжались, кто во что горазд – в леших, козлов, скоморохов, –  и в разгар гадания вваливались на посиделки с криками, хохотом, козлиным блеяньем и гармошкой, выдавая себя за суженных гадальщиц.

Весной с нетерпением ждали Пасху – день воскресения Иисуса Христа. К Пасхе готовились задолго до ее прихода. В течение всего Великого поста в каждой семье экономили на еде, откладывая в запас куриные яйца. На Страстной седмице – неделе предшествующей Пасхе, - в Чистый четверг, домохозяйки начинали готовить жилище к празднику. Подбеливали стены, печку, обмазывали заново глиняные полы. К Пасхе женщины пекли сдобные круглые куличи, напоминающие купола храмов. Их поверхность посыпалась сахарной пудрой вперемешку с разноцветными леденцами. Под иконой матери  ставили широкое блюдо или поднос с куличом, окруженным кольцом из раскрашенных яиц. В ночь перед Пасхой впереди этого блюда ставилась зажженная свеча.

В пасхальный день удержать детвору дома было невозможно. Рассовав по карманам несколько раскрашенных яиц, мальцы устремлялись к сверстникам на яичные бои. Этот обряд состоял в том, что бойцы становились друг против друга в боевую стойку и по команде судьи наносили заостренными концами яиц, зажатыми в правой руке, удары. Тот боец, у которого яйцо лопалось, считался проигравшим, и его яйцо  перекочевывало в карман победителя.

Не менее любим, был праздник Троицы, который праздновали на пятидесятый день после Пасхи. Этот праздник приходился на лучший месяц  лета – июнь. В это время устанавливалась довольно таки сильная жара и траву для горниц косили по руслам пересохших балок косами, серпами или просто рвали руками. В поселок  скошенную траву торопились доставить в свежем виде – кто на тележках,  кто в мешках на коне, а кто  и на собственных плечах.  Пахнущей травой устилали глиняные полы. В комнатах устанавливалась приятная прохлада, они наполнялись душистым ароматом увядающих трав и цветов.

Вслед за Троицой наступал чудеснейший сезон – сенокосная пора. Лето уже в полном разгаре, но еще не перевалило за середину, Яркой зеленью радуют глаз всходы яровых, тогда как озимые начинают уже выбрасывать молочный колос, посыпанный желтой цветочной пыльцой. Степной ковыль посеребрился, но еще не потерял зеленого отлива. Для крестьянина сенокошение было одним из приятнейших занятий. В нем одновременно сочетались и труд, и отдых. Есть такое понятие – активный отдых, когда тело в движении, трудится, а душа поет. Это о сенокосе!             

В будни свое свободное от работы время люди коротали чаще всего на лавочках или в домах на посиделках, которые зимой были почти на каждой улице. В длинные, зимние вечера молодежь «снимала» избу у вдовы или бедных стариков и там проводила свои «вечеринки». А накануне под вечер, в каждую избу, где жила девушка, заходили парни и дружно просили, чтобы отпустили родители дочь на посиделки. Выполнив все необходимые по хозяйству дела, спешили девчата, захватив рукоделие, на вечерку. Слово за слово и полилась песня. Не отдыхали у девушек руки, занятые рукоделием. Кто шерсть перебирал, кто прял, кто вышивал,  затем   начиналось веселье. Под задорные наигрыши балалайки или переливчатый голос гармошки разудалого паренька пели частушки, припевки, танцевали. Устраивали разные игры, которые заставляли участников что-то спеть, сплясать или кого-то поцеловать. Веселье продолжалось за полночь.  Почти всегда такие вечеринки оканчивались дракой. Дрались из-за девушек, дрались, если приходили парни с чужой улицы. Заводилами 

этих драк, как правило, были сынки купцов и кулаков. Летом собирались где-нибудь на лужайке, у чистого двора, на бревнах. Здесь тоже гармони, балалайки и пляски с приговорами до самого рассвета.               

Взрослое  население проводило свой досуг у домов, на завалинках (так назывались скамейки возле дома или землянки, сделанные из самана). Мужчины посещали кабаки и  трактиры (их было несколько в Акбулаке), где всегда было шумно и весело от хмельного вина. Избыток энергии у захмелевших мужчин, посещавших трактиры, нередко выливался в драки и семейные скандалы.  Женщины  пели песни. Встретятся, бывало вечерком две – три соседки на завалинке и уже льется задушевная украинская песня «Просияли огирочки» или старая казачья «Скакал казак через долину»  и смотришь, вырос кружок. Уже 10-15 человек  подхватили песню, и льется она по степи тихим летним вечерком далеко, до самого горизонта. Переселенцы привезли с собой в эти края не только любовь к труду, но и простую крестьянскую лирическую душу, страстную привязанность к музыке, народной песне. Вначале это была грусть по покинутым родным краям, а потом песня стала необходимостью. Ее пели в труде, в радостях и в горе.

Почти каждый вечер не только молодые, но и пожилые голоса пели о широком Днепре, о Доне, на котором плакала дева, ожидая милого друга. Пели про старого, но еще удалого Хаз-Булата. Здесь и ребятишки, сидят как завороженные, поджав под себя босые ноги. Долго звенит песня, страстно горят детские глаза, пока полуночная прохлада не заставит людей встрепенуться и разойтись по домам.

К 1910 году Акбулак  стал  крупным  поселком волостного значения. Появляется несколько улиц, заселенных татарским населением, открываются школы. Здесь торгуют более десятка магазинов, работают несколько мельниц,  бойня, лесопилки, колбасные, пекарни, кожевенный и кирпичный заводы.  Первые попытки производства кирпича относятся к 1906-1907 годам, когда в Акбулак приезжает семья А.А.Сергеева.  Андрей Арефьевич Сергеев глебовский подрядчик занимался строительством, имел маленький полукустарный кирпичный заводик. Три раза богател и разорялся. В очередной раз, построив монахам обитель, остался без гроша в кармане и в поисках лучшей доли уехал из Екатеринослава в далекую среднюю Азию.

          Семья осела в Акбулаке Оренбургской губернии Актюбинского уезда. Здесь Сергеев  пытается делать кирпич, чтобы продолжать заниматься строительством домов. В большой яме ногами месили глину, из которой потом формовали кирпичи. Обжиг его делали камышом, угля не было.  Но, несмотря на все эти трудности,  к 1910 году в Акбулаке уже был  свой кирпичный завод. Семья Сергеевых примечательна тем, что недавние крестьяне Евдокия Ивановна и Андрей Арефьевич являлись родителями известного российского революционера, советского политического деятеля, более известного как товарищ Артем. Федор Андреевич Сергеев (Артем)   член РСДРП с 1901 года, основатель Донецко-Криворожской республики, близкий друг Сергея Кирова и Иосифа Сталина. О Сергееве революционере Б.Могилевский написал книгу. Она так и называется «Артем». В ней нет писательского вымысла, каждый факт биографии Артема строго документирован.

          Кроме того, Акбулак стал бригадной станцией, где работали паровозное депо, будка осмотра вагонов, кондукторский резерв, пакгауз. Станция Акбулак стала третьей по величине по перевозке грузов после Оренбурга и Актюбинска. В приказах дирекции Оренбургско-Ташкентской железной дороги не раз отмечалась слаженная работа различных служб станции Акбулак. Но бывали и недоразумения.   Газета «Оренбургская жизнь за 1914 год описывает один такой случай: «На нашей железнодорожной станции  целое столпотворение. Сотни пассажиров, проклиная все и вся, бесцельно бродят из стороны в сторону. Тут и городские гордо-самоуверенные лица пассажиров второго класса, тут и заросшие волосами несмелые лица переселенцев, едущих четвертым классом.  Разлив какой-то небольшой речушки уничтожил железнодорожный мост  между Сагарчином и Акбулаком, а причины этого разрушения – узкий и притом единственный проход для воды в дамбе. И все пассажиры волею судеб должны познакомиться с нашим местечком.  Кассир уже более чем 500 лицам выдал билеты на право получения продовольствия – причем пассажирам второго класса выдается один рубль суточных, третьего класса – 50 копеек, и наконец, переселенцам – 20 копеек».

         Линия железной дороги, проходящая посередине поселка Ак-Булак, делит его приблизительно на две равные части – южную и северную. Южная часть была во многих отношениях счастливее северной: в ней сосредоточилась  вся общественная жизнь;  тут  и церковь,  около  которой на площади памятник Александру II, отчего площадь называется Александровской; тут и главная торговая линия, все питейные заведения. На той же Александровской площади был и базар – возле памятника и церкви и начальное училище, открытое в 1908 году, а в 1909 году преобразованное в двухклассное. В то время в России до Октябрьской революции в ряде уездных городов, крупных сел, на некоторых больших железнодорожных станциях открывались начальные школы повышенного типа (1-й класс - 3 года обучения, 2-й - 2 года). В  школе  дети трёх лет обучения, разделённые на три отделения, одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям  обычно   в возрасте 8—12 лет. Лучшие ученики имели право поступать в учительские семинарии. После 1917года двухклассные народные училища   были преобразованы в школы 1 и 2 ступени.

В 1910 году сельское училище переносится на окраину поселка (ныне угол улицы Оренбургской и переулка Белебеевского, теперь на этом месте установлена мемориальная доска).  По предположениям обывателей того времени двухклассное сельское училище мешало торговле господина Незванова, закрывая от базара его лесной склад.   Поэтому его перенесли    якобы  из-за того, что на новом месте будет удобнее развести сад. Но сад около училища так и не был посажен. Его посадят после революции ученики  сталинской школы, которая откроется в 1923 году на месте  бывшего   сельского училища. А тогда  стояла  школа на краю поселка, открытая зимой буранам, а летом песку, наносимому в изобилии со стороны Илека.  Многим ученикам приходилось ходить в школу за несколько верст – в буран, вьюгу.                          

В 1912 году  в этом училище начал свою педагогическую деятельность будущий писатель  Валериан Павлович Правдухин. Приехав в Акбулак, он   с горячим рвением отдает себя делу народного просвещения.

Методика воспитания  Правдухина  была отличной от других. Она была направлена на всестороннее развитие творческих задатков ребят. С приходом нового учителя их жизнь становится более богатой и содержательной. Кроме обучения детей Правдухин стремится развивать в них культурное начало. Дети проводили различные выставки рисунков, выпускали журнал, писали стихи, создали музей, где были собраны коллекции растений и        животных, чучела птиц и зверей.          В  1914 году В.П. Правдухин был уволен за прогрессивные взгляды. Но и за этот небольшой отрезок времени, он сумел оставить заметный след  в развитии  культуры  нашего поселка.  Большой знаток русской  литературы Валериан Павлович проповедовал  просветительские идеи Льва Николаевича Толстого. Есть свидетельства, что два сына купца Трохина были тоже поклонниками творчества Л.Н.Толстого и эту любовь привил  им Правдухин. Об акбулакском периоде своей жизни  Валериан Павлович Правдухин написал  пьесу «Новый учитель, или Трудовая артель», которая была издана в 1920 году в Челябинске отдельной книгой и была там впервые поставлена артистами народного дома. Затем пьеса шла  на  сцене Московского театра. В Акбулак рукописный текст пьесы попал благодаря краеведческим изысканиям Редько Евгения Ивановича.  Для нас, акбулакчан, она ценна тем, что раскрывает не только одну из страничек жизни дореволюционного Акбулака, но и дает представление о культурном развитии поселка. Например, о том, что в школе была библиотека, мы узнаем из этой пьесы, что впоследствии подтвердилось изысканиями краеведа А.И.Ященко. Информацию о библиотеке при двухклассном училище  он нашел  в «Адрес-календаре Тургайской области»  за 1911 год.

Уезжая из Акбулака, Правдухин  подарил книги из личной библиотеки школе. Вот как Валериан Павлович  описывает этот момент в своей автобиографической пьесе «Новый учитель, или Трудовая артель»:  «Пушкин вам остается – любите его! ...книги мои в шкафу тоже в вашу артель». 

Пользовались библиотекой двухклассного училища не только учащиеся, но и грамотное население поселка